Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________Д.А. Петляк подпись ФИО Протокол заседания ШМО « 29» августа 2022г. №3 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» __________С.А. Почивалина подпись ФИО « 31» августа 2022 г. РАБОЧАЯ УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022г. №153 Директор МБОУ «Добрушинская средняя школа» ____________ Р.С. Торубара подпись ФИО ПРОГРАММА Предмет литературное чтение на родном языке (крымскотатарское) Уровень базовый___________ Учитель Менаметова Зенуре Махмудовна ФИО учителя-разработчика Класс 3_________________ Срок реализации 1 год_______________ Количество часов: Всего: 34 ч.; в неделю по 1 ч Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования по крымскотатарской литературе (под ред. А.С. Аблятипова – М.: «Просвещение», 2015г.) для учащихся 3 класса. Литературное чтение.3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках/ С.С. Саттарова, М.С. Саттарова , - М.Просвещение,2018. Добрушино, 2022 0 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: осознание единства и разнообразия природы, народов, культур и религий; формирование патриотических ценностей, осознание учащимися своей принадлежности к крымскотатарскому народу и одновременно ощущение себя гражданами многонационального государства; овладение знаниями о родной культуре и религии, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России; знание основных морально-нравственных норм своего народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные результаты: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях; использование знаково-символических средств представления информации о книгах; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Предметные результаты: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; формирование представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении; овладение чтением вслух и про себя, приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 1 умение работать с разными видами текстов, находит характерные особенности научно- познавательных, учебных и художественных произведений. 2. Содержание учебного курса предмета 1.Устное народное творчество. (5ч.)Народные песни. Частушки. Легенда «Девушка Арзы». Легенда «Девушка Арзы». Предание «Цена хлеба». Вн.чт.№1. Сказки. 2. Крымскотатарские писатели и поэты (2ч.) А.Э. Гирайбай. Рассказ «Пчела и бабочка». Р.р.№1. Выразительное чтение.Н. Умеров. «Волшебная тыква». 3.Осень.(3 ч.)А. Одабаш. «Осенью». А Одабаш. «Пожелтели листья».Р.р.№ 2. Ю. Темиркъая. «Ноябрь». 4. О школе и школьниках (6ч.)Р. Муедин. «В школу». Р. Муедин. «Правила для школьников». Р.р.№ 3.И. Эмиров. «Моя добрая бабушка». И. Эмиров. «Кто ворует орехи?» Контрольная работа№1 по теме: «О школе и школьниках". Чтение вслух. Тестовые задания.Вн.чт.№2. 5. О труде (3ч)Э. Ибраим. «Дедушкин совет». Черкез-Али. Басня «Гусь и журавль». Р. Муедин. «Учиться необходимо». 6. Зима (3ч) Ю. Темиркъая. «Зима и дети».С. Вапиев. «Асанчик». Вн.чт. №.3 Русская народная сказка «Лиса и волк». 7. Сказки разных народов (2ч) Р.р.№4. Мой родной язык. Стихи о родном языке.Татарская сказка «Три дочери». 8. Берегите природу (3ч) П. Зети. «Водопад». Л. Толстой. «Орел». Вн.чт.№ 4. Произведения о родной природе. 9. Весна (3ч) Я. Шакир-Али «Весна». Р.р.№ 5. Э. Сеттарова. «Здравствуй, Хыдырлез!» И. Эмиров. «Весна в Крыму». 10. Мой родной край (3ч) М. Сеттарова. «Наша Родина». И Асанин. «Родина». Итоговая контрольная работа№2.Чтение молча. Тестовые задания. Итоговый урок. В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (крымскотатарском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности: 2 гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли крымскотатарского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений; эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: 3 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения. 4 3. Тематическое планирование № Темы разделов Учебные часы 5 Контрольные Развитие работы речи 2 Устное народное творчество. 3 Крымскотатарские писатели и поэты. 2 1 4 Осень. 3 1 5 О школе и школьниках. 6 6 О труде 3 7 Зима. 3 8 Сказки разных народов. 2 9 Берегите природу. 3 10 Весна. 3 11 Мой родной край 3 12 Итоговый урок 1 Итого 34 1 1 Внеклассное чтение 1 1 1 1 1 1 1 2 5 4 5 6