Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________ Д.А. Петляк подпись ФИО Протокол заседания ШМО « 29» августа 2022г. № 3 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» __________С.А. Почивалина подпись ФИО УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022г. №153 Директор МБОУ «Добрушинская средняя школа» ____________ Р.С. Торубара подпись ФИО « 31» августа 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет литературное чтение на родном языке (крымскотатарское) Уровень базовый___________ Учитель Менаметова Зенуре Махмудовна ФИО учителя-разработчика Класс Срок реализации 4_________________ 1 год_______________ Количество часов: Всего: 34 ч.; в неделю по 1 ч Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования по крымскотатарской литературе (под ред. А.С. Аблятипова – М.: «Просвещение», 2015г.) для учащихся 4 классов. Литературное чтение.4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках/ С.С. Саттарова , М.С. Саттарова- М.Просвещение,2021. Добрушино, 2022 0 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; - понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; - этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Метапредметные результаты: Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», 1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать Коммуникативные УДД Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих 1 «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 4. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, 7. Понимать точку зрения другого преобразовывать её, представлять информацию 8. Участвовать в работе группы, на основе схем, моделей, распределять роли, договариваться сообщений. друг с другом. 2 5. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Предвидеть последствия коллективных решений. Предметные результаты:Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста; писать сочинение по материалам прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); видеть языковые средства, использованные автором. 3 2. Содержание учебного курса предмета Знакомство с учебником. Книга — великое чудо Устное народное творчество (6ч.) Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры. Колыбельные, детские стихи. Малые фольклорные жанры. Загадки, скороговорки. Малые фольклорные жанры. Пословицы. Вн.чт.№1.Сказка «Яланджы» (Обманщик). Контрольная работа№1 по теме: «Крымскотатарские писатели и поэты детям. Осень». Контроль чтения. Контроль говорения. Крымскотатарские писатели и поэты детям. Осень (5ч.) (3+1 вн.чт.+1р.р.) Вн.чт.№2. Ю.Болат «Сельби ве шефтали тереги» (Тополь и персик). .Дж. Кендже «Турналар кочелер»(Журавли улетают). Э.Амит «Денъизде геми ялдай» (По морю плывёт кораблик). Р.р№1. Текст. Описание. Дж.Аметов «Кузь» (Осень). Зима (4ч.) З.Албатлы . «Къыш» (Зима); Ю.Темиркъая «Къыш ве балалар» (Зима и дети). ..А Одабаш «Къыш уста»(Зима мастерица); Ш.Селим. «Къарбабаны беклеп» (В ожидании Деда мороза) Ю.Темиркъая «Къыш ве балалар» (Зима и дети). Контрольная работа№2 по теме: «Зима» Чтение. Тестирование. О труде (5ч.) (3+1вн.чт.+1 р.р.) З.Албатлы «Эмек севген – бахт тапар» (Счастлив тот, кто трудится). Б.Мамбет «Чебер къыз» (Рукодельница), «Дюльгер» (Плотник). 4 Вн.чт.№2. Ю.Къандым. «Маджера» А.Одабаш «Чалышыр ве огренирмиз» (Учимся и трудимся). Р.р.№ 2 Э.Ибраим «Кичик усталар» (Маленькие мастера). Родной край (4ч.) Эшреф Шемьи-заде.»Бу зенгин тиль»(Этот богатый язык) Энвер Къафадар. «Ватан» (Родина) Р.Фазыл, Л.Софу «Аметханнынъ балалыгъы» (Детство Аметхана). Р.Фазыл, Л.Софу «Аметханнынъ балалыгъы» (Детство Аметхана). Весна наступила (8ч.) (5+1вн.чт.+1р.р. +1кр.р.) А.Умер «Баарь» (Весна). И.Эмиров «Къырымнынъ баари» (Весна в Крыму). З. Албатлы. «Мен – бир баарь ельчигим»(Я – весенний ветерок) И. Бахшыш. «Баарь кельди» (Весна пришла). Дж. Аметов «Аналар - энъ мукъаддес сёз» (Мама – самое дорогое слово) Вн.чт.№3. Дж. Меджитова «Ана» (Мама) Р.р.№3.Устный рассказ. Контрольная работа №3 по теме: «Весна наступила». Тесты. Говорение Итоговый урок. 1 час. В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (крымскотатарском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности: 5 гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли крымскотатарского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений; эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 6 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения. 7 3. Тематическое планирование № Темы разделов 1. Знакомство с учебником. Книга — великое чудо. 2. Устное народное творчество. 6 3. Крымскотатарские писатели и поэты детям.Осень 5 4. Зима. 4 5. О труде 5 6. Родной край. 4 7. Наступила весна. 8 8 Итоговый урок 1 Итого Учебные часы 1 34 Контрольные Развитие работы речи 1 Внеклассное чтение 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 4 1 8 9