Рабочая программа по литературному чтению( крымскотатарскому) 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________ Д.А. Петляк
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
« 29» августа 2022г. № 3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А. Почивалина
подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. №153
Директор МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С. Торубара
подпись

ФИО

« 31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

Предмет литературное чтение на родном языке (крымскотатарское)
Уровень
базовый___________
Учитель Менаметова Зенуре Махмудовна
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

4_________________
1 год_______________

Количество часов:
Всего: 34 ч.; в неделю по 1 ч
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования на основе Примерной программы начального общего образования по крымскотатарской литературе (под
ред. А.С. Аблятипова – М.: «Просвещение», 2015г.) для учащихся 4 классов.
Литературное чтение.4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций с обучением на крымскотатарском и
русском языках/ С.С. Саттарова , М.С. Саттарова- М.Просвещение,2021.
Добрушино, 2022
0

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту
художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

1. Ценить и принимать
следующие базовые
ценности: «добро»,
«терпение», «родина»,
«природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг»,

1.Самостоятельно формулировать
задание: определять его цель,
планировать алгоритм его
выполнения, корректировать
работу по ходу его выполнения,
самостоятельно оценивать.

1. Ориентироваться в
учебнике: определять умения,
которые будут сформированы
на основе изучения данного
раздела; определять круг
своего незнания; планировать

Коммуникативные УДД
Участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать
свою точку зрения на события,
поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной
и письменной речи с учетом своих
1

«справедливость»,
«желание понимать друг
друга», «понимать позицию
другого», «народ»,
«национальность» и т.д.
2. Уважение к своему
народу, к другим народам,
принятие ценностей других
народов.
3. Освоение личностного
смысла учения; выбор
дальнейшего
образовательного
маршрута.
4. Оценка жизненных
ситуаций и поступков
героев художественных
текстов с точки зрения
общечеловеческих норм,
нравственных и этических
ценностей, ценностей
гражданина России.

2. Использовать при выполнения
задания различные средства:
справочную литературу, ИКТ,
инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно
критерии оценивания, давать
самооценку.

свою работу по изучению
незнакомого материала. 2.
Самостоятельно предполагать,
какая дополнительная
информация будет нужна для
изучения незнакомого
материала;
отбирать необходимые
источники информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников, электронных
дисков.
3. Сопоставлять и отбирать
информацию, полученную
из различных источников
(словари, энциклопедии,
справочники, электронные
диски, сеть Интернет).

учебных и жизненных речевых
ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты
учебников, других
художественных и научнопопулярных книг, понимать
прочитанное.
4. Выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы
(задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого
этикета; аргументировать свою
точку зрения с помощью фактов и
дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему
мнению. Уметь взглянуть на
ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных
позиций.

4. Самостоятельно делать
выводы, перерабатывать
информацию,
7. Понимать точку зрения другого
преобразовывать
её, представлять информацию
8. Участвовать в работе группы,
на основе схем, моделей,
распределять роли, договариваться
сообщений.
друг с другом.
2

5. Составлять сложный план
текста.
7. Уметь передавать
содержание в сжатом,
выборочном или развёрнутом
виде.

Предвидеть последствия
коллективных решений.

Предметные результаты:Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих
умений: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова;
 самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов,
самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
 формулировать основную мысль текста;
 составлять простой и сложный план текста;
 писать сочинение по материалам прочитанного с предварительной подготовкой;
 аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
 понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
 самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное
отношение к герою);
 видеть языковые средства, использованные автором.

3

2. Содержание учебного курса предмета
Знакомство с учебником. Книга — великое чудо
Устное народное творчество (6ч.)
Устное народное творчество.
Малые фольклорные жанры. Колыбельные, детские стихи.
Малые фольклорные жанры. Загадки, скороговорки.
Малые фольклорные жанры. Пословицы.
Вн.чт.№1.Сказка «Яланджы» (Обманщик).
Контрольная работа№1 по теме: «Крымскотатарские писатели и поэты детям. Осень». Контроль чтения. Контроль говорения.
Крымскотатарские писатели и поэты детям. Осень (5ч.) (3+1 вн.чт.+1р.р.)
Вн.чт.№2. Ю.Болат «Сельби ве шефтали тереги» (Тополь и персик).
.Дж. Кендже «Турналар кочелер»(Журавли улетают).
Э.Амит «Денъизде геми ялдай» (По морю плывёт кораблик).
Р.р№1. Текст. Описание.
Дж.Аметов «Кузь» (Осень).
Зима (4ч.)
З.Албатлы . «Къыш» (Зима); Ю.Темиркъая «Къыш ве балалар» (Зима и дети).
..А Одабаш «Къыш уста»(Зима мастерица); Ш.Селим. «Къарбабаны беклеп» (В ожидании Деда мороза)
Ю.Темиркъая «Къыш ве балалар» (Зима и дети).
Контрольная работа№2 по теме: «Зима» Чтение. Тестирование.
О труде (5ч.) (3+1вн.чт.+1 р.р.)
З.Албатлы «Эмек севген – бахт тапар» (Счастлив тот, кто трудится).
Б.Мамбет «Чебер къыз» (Рукодельница), «Дюльгер» (Плотник).
4

Вн.чт.№2. Ю.Къандым. «Маджера»
А.Одабаш «Чалышыр ве огренирмиз» (Учимся и трудимся).
Р.р.№ 2 Э.Ибраим «Кичик усталар» (Маленькие мастера).
Родной край (4ч.)
Эшреф Шемьи-заде.»Бу зенгин тиль»(Этот богатый язык)
Энвер Къафадар. «Ватан» (Родина)
Р.Фазыл, Л.Софу «Аметханнынъ балалыгъы» (Детство Аметхана).
Р.Фазыл, Л.Софу «Аметханнынъ балалыгъы» (Детство Аметхана).
Весна наступила (8ч.) (5+1вн.чт.+1р.р. +1кр.р.)
А.Умер «Баарь» (Весна).
И.Эмиров «Къырымнынъ баари» (Весна в Крыму).
З. Албатлы. «Мен – бир баарь ельчигим»(Я – весенний ветерок)
И. Бахшыш. «Баарь кельди» (Весна пришла).
Дж. Аметов «Аналар - энъ мукъаддес сёз» (Мама – самое дорогое слово)
Вн.чт.№3. Дж. Меджитова «Ана» (Мама)
Р.р.№3.Устный рассказ.
Контрольная работа №3 по теме: «Весна наступила». Тесты. Говорение
Итоговый урок. 1 час. В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (крымскотатарском) языке» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
5

гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих
историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли крымскотатарского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения
своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного
с использованием недопустимых средств языка);
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на
примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
6

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной)
при поиске дополнительной информации;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.

7

3. Тематическое планирование
№

Темы разделов

1.

Знакомство с учебником. Книга — великое чудо.

2.

Устное народное творчество.

6

3.

Крымскотатарские писатели и поэты детям.Осень

5

4.

Зима.

4

5.

О труде

5

6.

Родной край.

4

7.

Наступила весна.

8

8

Итоговый урок

1

Итого

Учебные
часы
1

34

Контрольные Развитие
работы
речи

1

Внеклассное
чтение

1
1

1

1

1

1

1

1

3

3

4

1

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».