Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО И.В. Давыдовская подпись ФИО Протокол заседания ШМО «31» августа 2022 г. № 4 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» __________ С.А. Почивалина подпись УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022г. № 153 Директор МБОУ «Добрушинская средняя школа» ____________ Р.С. Торубара ФИО подпись ФИО «31» августа 2022 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет Изобразительное искусство Учитель Ткаченко Екатерина Александровна Ф.И.О. учителя-разработчика Класс ______________6________________ Срок реализации __2022-2023 учебный год____ Количество часов: Всего___34___ч.; в неделю ____1____ ч. Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» для 6 класса, утвержденной приказом МБОУ «Добрушинская средняя школа» от «31» августа 2022 г. № 153 Добрушино, 2022 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 6 КЛАСС Тема урока Основное содержание темы, термины и понятия Контроль Характеристика основных видов деятельности Примечания Факт № План Даты Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8 ч. 1. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств Пространственные (пластические) виды искусства. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. 2. Рисунок - основа изобразительного творчества 3. Линия и ее выразительные возможности 4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок - основа мастерства художника. Виды рисунка. Академический рисунок. Графические материалы Свойства, характер, вид линий, ритм линий. Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения. Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве. Цветовой тон, тональные отношения, темное, светлое, линия и пятно. Композиция. 5. Цвет. Основы цветоведения Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Основные и составные цвета. Изучение свойств цвета. 6. Цвет в произведениях живописи Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи. 7. Объемные изображения в скульптуре Скульптура. Виды скульптуры. Виды рельефа. Выразительные возможности скульптуры. Выразительные возможности объемного изображения. Объемные изображения животных, выполненные в разных материалах. 8. Основы языка изображения Выразительные свойства линии. Пятно в изобразительном искусстве. Свойства цвета. Пр / р 1 Т1 Узнают: различные виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности. Научатся: анализировать пространственные и изобразительные виды искусства; использовать красочные фактуры Узнают: виды рисунка, графические материалы. Научатся пользоваться графическими материалами Узнают: значение ритма линий, роль ритма. Научатся: использовать выразительные средства туши, передавая линейный ритм Узнают понятия силуэт, тон, ритм в изобразительном искусстве. Научатся: пользоваться графическими материалами; видеть и передавать характер освещения Узнают: основные и составные цвета, теплые и холодные цвета. Научатся: использовать выразительные средства гуаши; понимать и анализировать художественные произведения художников Узнают понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. Научатся: активно воспринимать произведения искусства; работать гуашью в технике алла-прима Узнают: художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности. Научатся: взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; создавать фигуры животных в объеме; работать пластическими материалами Узнают виды изобразительного искусства. Научатся: воспринимать произведения изо- 07.09 14.09 21.09 ОВО 1 Художественнопрактическая деятельность. 28.09 05.10 ОВО 2 Анализ, интерпретация произведения искусства. 12.10 19.10 ОВО 3 Теория 26.10 2 Объемно-пространственные Мультимедийная презентация изображения. бразительного искусства; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников Узнают: выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве, картины художников, изображающие мир вещей. Научатся понимать, воспринимать и выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства Узнают: основные этапы развития натюрморта, выдающихся художников в жанре натюрморта. Научатся понимать роль жанра натюрморта в истории развития изобразительного искусства и его значение для изучения прошлого в жизни Узнают: понятие формы, правила изображения и средства выразительности. Научатся: понимать красоту; воспринимать и выражать свое отношение к предметному миру Узнают: правила объемного изображения гео м етрических тел, понятие ракурса произведений художников, изображавших натюрморты из геометрических тел. Научатся воспринимать произведения искусства Узнают, как выполнять изображения геометрических тел с передачей объема в графике. Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников Узнают: что такое гравюра и ее свойства, особенности работы над гравюрой, имена художников-графиков. Научатся: рисовать фон для работы; применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; оценивать работы товарищей Узнают работы великих художниковимпрессионистов в жанре натюрморта. Научатся: понимать роль цвета в натюрморте; работать графическими материалами 9. Реальность и фантазия в творчестве художника Условность, реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказания в живописи. Творчество художника Марка Шагала. 10. Изображение предметного мира — натюрморт Предметный мир. Натюрморт. Развитие жанра от Древнего Египта до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И. Машкова, Р. Фалька и др. 11. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира Линейные, плоскостные, объемные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Разнообразие форм. Конструкция. 12. Изображение объема на плоскости, линейная перспектива Перспектива, линейная перспектива, точка зрения, точка схода. Академический рисунок. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью освещения. Свет, тень, полутень. Линия и штрих. 13 Освещение. Свет и тень Свет, блик, тень, полутень, падающая тень, рефлекс, полутень. Тон. Выявление объема предметов с помощью освещения. Линия и штрих. 14. Натюрморт в графике Графика. Печатная графика. Оттиск. Гравюра (линогравюра, ксилография). Древняя японская книжная гравюра. Творчество А. Дюрера, А. Ф. Зубова, Ф. Гойя. Гравюры В. А. Фаворского. 15. Цвет в натюрморте 16. Выразительные возможности Французский реалист Гюстав Курбе. Западноевропейский натюрморт. Художники-импрессионисты: Огюст Ренуар, Клод Моне, Э. Мане. Русские художники К. Коровин, В. Д. Поленов, работавшие в жанре натюрморта. Монотипия (отпечаток, оттиск, касание, образ). Монотипия вид печатной графики, Пр /р 2 Т2 Узнают: особенности изображения натюрморта, имена выдающихся художников 09.11 16.11 23.11 30.11 07.12 ОВО 4 Анализ, интерпретация произведения искусства. 14.12 ОВО 5 Художественнопрактическая деятельность. 21.12 ОВО 6 Теория 3 натюрморта художественное произведение, выполненное за один прием. Художник-монотипист. Французский художник Эдгар Дега. и их произведения. Научатся воспринимать произведения изобразительного искусства 17. Образ человека - главная тема искусства Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. Портреты (бюсты) Древнего Египта. Дамские портреты. Скульптурные портреты Древнего Рима. Камерный портрет в России. 18. Конструкция головы человека и ее пропорции Конструкция и пропорции головы человека. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого. 19. Изображение головы человека в пространстве Жест. Ракурс. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы человека. Объемное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы. 20. Графический портретный рисунок и выразительный образ человека Жест. Ракурс. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Мастер эпохи Возрождения. 21. Портрет в скульптуре Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек—основной предмет изображения в скульптуре. Портрет в скульптуре Скульптурный портрет. Ваять, Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек-основной предмет изображения в скульптуре. 23. Сатирические образы человека Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Пр / р 3 24 Образные возможности освещения в портрете Свет естественный, искусственный. Контраст. Изменение образа человека при различном Т3 Узнают: новые эстетические представления, имена выдающихся художников и их произведения. Научатся: приобретать новые умения в работе; воспринимать произведения искусства Узнают: творческие формы работы над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов; произведения выдающихся художников. Научатся использовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы Познакомятся с творчеством А. Модильяни. Научатся: использовать выразительные возможности художественных материалов; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи. Научатся передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете Узнают об особенностях и выразительных возможности скульптуры. Научатся: работать графическими материалами, выполняя зарисовки для предполагаемого скульптурного портрета Научатся: передавать индивидуальные особенности литературного героя, используя выразительные возможности пластилина; воспринимать сведения о скульптурном портрете в истории искусства, скульптурных материалах Узнают: приемы художественного преувеличения, творчество известных карикатуристов нашей страны. Научатся: приемам художественного преувеличения; отбирать детали, обострять образы при создании дружеского шаржа Узнают приемы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеян- 22. 28.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 ОВО 7 Художественнопрактическая деятельность. 15.02 22.02 4 освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Великий русский художник Илья Ефимович Репин. 25. Портрет в живописи Познакомить с творчеством выдающихся художников, создававших произведения искусства в портретном жанре. Виды портрета. Парадный портрет. 26. Роль цвета в портрете Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. В. Серов «Девочка с персиками». 27. Роль цвета в портрете Автопортрет. Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведениях искусства. Пр /р 4 Т4 28. Великие портретисты Галерея. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха 29. Жанры в изобразительном искусстве Жанр. Мотив. Тематическая картина. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. «Изменение видения мира художниками в разные эпохи». 30. Изображение пространства Точка зрения. Линейная перспектива. Прямая перспектива. Беседа по теме «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве XX века». 31. Правила линейной и воздушной перспектив Линейная и воздушная перспектива. Точка схода. Плоскость картины. Высота линии горизонта. Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Обратная ном свете. Научатся: видеть контрастность освещения; использовать приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете Узнают: основные типы портретов (парадный, конный и т. д.), роль рук в раскрытии образа портретируемого. Научатся выполнять аналитические зарисовки композиций портретов известных художников в технике акварельной живописи Узнают о значении цвета и тона в портретном жанре. Научатся: анализировать картину В. Серова «Девочка с персиками»; использовать цвет для передачи настроения и характера Узнают о творчестве Рембрандта, Ван Гога, Фриды Кал о, 3. Серебряковой и других. Научатся: использовать цвет и тон для передачи настроения и характера человека в портрете; передавать портретное сходство Узнают имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре. Научатся выполнять художественный анализ своих работ и работ одноклассников Узнают: произведения и жанры изобразительного искусства, приемы работы в технике коллажа. Научатся: аргументированно анализировать картины художников; согласованно работать в группе Узнают: понятия точка зрения и линия горизонта, способы изображения пространства в различные эпохи. Научатся: пользоваться начальными правилами линейной перспективы; работать в группе; работать в технике коллажа; анализировать, выделять главное и обобщать; определять понятие точка зрения; сравнивать объекты по заданным критериям Узнают правила воздушной перспективы. Научатся изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы 01.03 15.03 ОВО 8 29.03 Анализ, интерпретация произведения искусства. ОВО 9 Теория 05.04 12.04 ОВО 10 Художественнопрактическая деятельность. 19.04 26.04 5 32 Пейзаж-настроение. Природа и художник 33 Городской пейзаж 34 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл . Всего: перспектива. Многомерности пространства. Пейзаж-настроение. Импрессионизм в живописи. Жизнь и творчество французского художника-импрессиониста Ка-миля Писсаро. Городской пейзаж. Язык графики и главные его выразительные средства — это линия, штрих, контур, пятно и тон. Абрис – линейный (контурный) рисунок. Творчество А. Матисса, Обри Бердслея, Г. Верейского, Е. Кругликовой и других. Жанр, портрет, натюрморт, пейзаж, колорит. Пр / р 5 Т5 Узнают об импрессионизме. Научатся: рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, правила перспективы; Узнают о главных выразительных средствах графики. Научатся: применять выразительные средства графики при работе над рисунком; ОВО 11 Анализ, интерпретация произведения искусства. Научатся: самостоятельно классифицировать материал по жанрам; критически оценивать художественные произведения; выражать свое мнение ОВО12 03.05 10.05 Теория 17.05 34 часа 6