Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
И.В. Давыдовская
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«31» августа 2022 г. № 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________ С.А. Почивалина
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. № 153
Директор МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С. Торубара

ФИО

подпись

«31» августа 2022 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет Изобразительное искусство
Учитель

Ткаченко Екатерина Александровна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс

______________5________________

Добрушино, 2022

ФИО

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5 КЛАСС
Дата
Содержание урока
Контроль
№
п/
п

1.

Наименование
разделов и тем
программы

Декоративноприкладное
искусство и его
виды
«Знакомство с
истоками родного
искусства – это
знакомство со
своей Родиной».
Б.М. Неменский,
академик,
народный
художник

план

факт
Теория

06.09

Художественнопрактическая
деятельность.
Материалы

Зрительный ряд.
Элементы
дополнительного
содержания
(оборудование,
интеграция)

Произведения
для анализа,
интерпретации

1 четверть
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (1 час)
ДекоративноФломастеры,
1. «Чудесный
Солнцеворот.
прикладное
цветные карандаши. ларец» (из
Вышивка на
искусство, народное Работа в группе (узор которого учитель
переднике.
прикладное
для ковра, тему
по ходу урока
Тульская
искусство,
определяет педагог,
достаёт предметы губерния, начало
народные
например, «радость», ДПИ: например,
ХХ в. Пряничные
промыслы.
«детство», «море» и
игрушкадоски, ХIХ в.
Стилизация
др.): участники
свистулька,
узор
получают
украшения,
Расскажите,
орнамент
одинаковый формат
расписная
каким
ритм
тарелочка,
мастерством
промыслы
вышитый
владеют в вашей
мастера
платочек и др.).
семье? Как и чем
Желательно иметь украшены
предметы,
изделия?
принадлежащие
Каждый заполняет
разным народам
узором середину,
Крыма.
затем передаёт
2. Народные
работу соседу, для
мелодии выполнения
плясовые,
орнамента в полосе
лирические.
по теме, выбранной
первым
исполнителем, и так
до завершения
работы. Учитель
составляет панно.
РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ( 7 часов)

вид

форма
контроля

Домашнее
задание

Посмотреть на
предметы в
вашем доме и
рассказать об
узорах,
которые вы на
них увидите.
По желанию –
зарисовать.
Стр.6-9 –
читать,
рассмотреть
иллюстрации.

2

2.

3.

13.09
Древние
образы в
народном
искусстве
«В искусстве
люди
выражают
свою душу, свой
склад ума и
характера».
Б.М.
Неменский,
академик,
народный
художник

Убранство
русской избы
Глаголем,
кошелем и
брусом
Дом строили с
резным
крыльцом,
С обдуманным
мужицким
вкусом
И каждый со
своим лицом.
В. Федотов

20.09

Народное
прикладное
искусство,
солярные знаки,
орнамент, образ,
знаки, символы.

Трехчастная
структура в декоре
крестьянского дома.
Декоративное
убранство (наряд)
крестьянского дома:
конь-охлупень,
полотенце,
причелина, лобовая
доска, наличники,
ставни.

Выполнить рисунок
акварелью
или
гуашью на тему
древних образов в
узорах
вышивки,
росписи, резьбе по
дереву (древо жизни,
мать-земля,
птица,
конь,
солнце).
Использовать
в
рисунке
симметричные
образы.

Варианты
изображения коня,
птицы, дерева,
солярные знаки.
Русские народные
пословицы,
поговорки,
загадки.
Музыка с звуками
природы.

1
Практическая
работа
предполагает
несколько
вариантов работ на
выбор учителя или
обучающихся:
Создать
архитектурный
образ по мотивам
деревянного
зодчества
в
технике по выбору
обучающихся.
или

Солнцеворот.
Вышивка на
переднике.
Тульская
губерния,
начало ХХ в.
Пряничные
доски, ХIХ в.
Древо жизни.
Пряничная
доска, ХIХ в.
Древо жизни.
Роспись в избе,
ХIХ в. Ковшчерпак.
Вологодская
губерния, ХVIII
в.
Расскажите о
чем «говорит»
вышивка на
полотенце?
Кошель.
Текущий
Северная
№1
русская изба
ХIХв.
Глаголь. Дом
зажиточного
крестьянина.
Владимирская
губерния, ХIХ в.
Учебник – стр.23.
Фасад северной
избы.
Дом барона
Жомини в Ялте

Стр.12-19 –
читать,
ответить на
вопросы на
стр.19.
Подобрать
иллюстрации
с
изображением
русской избы
в книгах
русских
сказок.

ХПД

Стр.20-29 –
рассмотреть
иллюстрации
Посмотреть
(по желанию)
ролик «Как
раньше
строили
деревянные
дома на Руси»

3

Построить
орнаментальные
элементы для
украшения избы
(растительные,
зооморфные,
геометрические),
техника по выбору
обучающихся.
Интерактивная игра
на
закрепление
«Найди знаки»

4

4

Внутренний
мир русской
избы

«В
низенькой
светелке
со
створчатым
окном
Светится
лампадка
в
сумраке
ночном…»
Л.Мей

27.09

Крестьянский дом,
символика,
жизненно важные
центры
в
крестьянском доме:
красный
угол,
мужское и женское
пространство.
Светец,
кросно,
прялка.

Изобразить
внутреннее
убранство русской
избы с включением
деталей
крестьянского
интерьера (печь,
лавки, стол,
предметы быта и
труда).
Композицию можно
дополнить
изображением
людей в народной
одежде.

Материалы: гуашь
или акварель,
кисти, простой
карандаш для
эскиза, бумага
Используя
опорную схему
обучающиеся в
устной или
письменной форме
проведут анализинтерпретацию
художественного
произведения.
Определят
характер,
настроение и
средства
выразительности.

Детская
В.М.Максимов
колыбелька«Крестьянская
люлька. Роспись изба»
на
люльке.
Русский
Север,
ХIХ в.
Русская
печь.
Дверь
голбца.
Кистевая роспись.
Ткацкий стан –
кросно.
Светец
для лучины.

Текущий
№2

АИХП

Стр.30-35 –
читать,
рассмотреть
иллюстрации,
ответить на
вопросы
(стр.35)

Русская
народная песня
«Пряха»
«В
низенькой
светелке огонек
горит
Молодая пряха у
огня сидит…»

5

5

Конструкция,
декор
предметов
народного быта
и труда

«Работа
хороша, если в
ней польза и
душа».
«С мастерством
люди не родятся,
но добытым
мастерством
гордятся».

04.10

Конструкция и
декор, валек,
ковши, прялка,
рубель, солоница,
хлебница.

Выполнить
роспись
деревянной
разделочной доски
или прялки (на
выбор учащегося)
по авторскому
эскизу.
Материалы: кисти,
бумага, гуашь,
цветные

(пословицы)

Роберт
Рождественский
«О Мастерах»
(отрывок)
Пряха. Русская
народная песня

Ковш-скобкарь.
Русский Север
ХIХ в. Ковшконюх. Тверская
губерния ХIХ в.
Деревянная
резная ложка
XVIII–ХIХв.
Прялка с
росписью.
Предметы
крестьянского
быта северных
районов России.

Стр.30-35 –
читать,
выписать в
тетрадь
выделенные
жирным
шрифтом
слова
Принести
вышитые
салфетки,
полотенца, др.
вещи,
выполненные
мастерами
вашей семьи

карандаши.

6

6.

Народный
праздничный
костюм
«Нам,
россиянам,
русского
костюма
Историю
полезно очень
знать!
Костюм о людях
призовет
подумать, О
быте, нравах
может
рассказать»

11.10

Народный
праздничный
костюм, сарафан,
понёва, косник,
коруна, передник,
навершник
Короткая рубаха,
сарафан,
епанечка.

Создать эскиз
народного
праздничного
костюма (женского
или мужского)
северных районов
России в одном из
вариантов:
а) украшение
съемных деталей
одежды для
картонной
игрушки-куклы;
б) украшение
крупных форм
крестьянской
одежды (рубаха,
душегрея,
сарафан)
нарядным
орнаментом.
Материалы: гуашь
или акварель,
бумага, тонкие
кисти,
фломастеры,
цветная бумага,
ножницы, простой
карандаш.

Серьги, девичий
косник, коруна
(свадебный
головой убор)
Вологодская
губерния, XIX
век.
Праздничная
одежда. Рубаха,
понева,
передник,
навершник.
Тамбовская
губерния, XIX в.
Женские
головные уборы.

Напевные
песенные
тексты
Миниисследование:
почему женские
головные уборы
носили «птичьи
имена» (кичка,
кокошник,
сорока)?

Найти
в
книгах,
журналах,
Интернете
образцы
народной
праздничной
одежды
разных
регионов
России.
Посетить
виртуально
музей
народного
костюма

7

7.

Искусство
народной
вышивки
Она шила,
красна девица,
Все по плису и по
бархату, по
узорной красной
ленточке.
Она шила красна
девица
Все приданое
немалое…
Народная песня

18.10

Крестьянская
вышивка,
условность языка
орнамента,
символическое
значение орнамента
Мотив, ритм,
симметрия,
стилизация,
вытынанка

Создать эскиз
вышитого
полотенца по
мотивам народной
вышивки.
Постараться
размером и цветом
выделить главный
мотив (женскую
фигуру, древо
жизни, птиц или
коней)
Материалы: гуашь
или
акварель,
тонкие
кисти,
фломастеры,
бумага

Встреча весны.
Вышивка.
Русский Север,
ХIХ в.
Солнцеворот.
Фрагмент
вышивки
полотенца.
Тульская
губерния, XXв.
Вышивка на
полотенце.
Русский Север,
XVIIIв. Орел.
Фрагмент
подзора. Русский
Север, ХIХ в.
Солнечная
колесница.
Фрагмент
полотенца.
Русский Север
XIXв. Варсы.
Наплечник
женской рубахи.
Русский Север XIX
в. Изображения
видов русского
народного
орнамента.
Образцы
народной
вышивки.
Народная музыка

Принесённые
детьми к уроку
(или учителем)
образцы вышивки

Текущий
№3

Теория

Стр.42-48
читать,
рассмотреть
иллюстрации

8

8.

Народные
праздничные
обряды
(обобщение
темы).
“Глубокое
проникновение в
культуру
прошлого и
культуры других
народов
сближают
времена и
страны”.
Д.С. Лихачев

25.10

Народный
праздник.
Святочные обряды,
масленичные
обряды, зеленые
святки, осенние
праздники.

1. Ролевая игра
«Ярмарка»
- работа по
подгруппам (артели
мастеров)
2. Интеллектуальны
й брейн-ринг
Материалы:
Гуашь или акварель,
тонкие кисти,
фломастеры,
шаблоны, цветная
бумага, ножницы,
бумага и простой
карандаш.

Иллюстрации
Участие в
народных
праздничной
праздников.
программе
Художественные
фильмы-сказки
А.А.Роу
Народные мелодии
– плясовые,
протяжные;
«Народные
гулянья»; «Золотая
ярмарка»
Загадки, песни,
игры.

Стр.59,
ответить на
вопросы
(устно).
Подготовка к
празднику:
украшение
кабинета,
подбор музыки
и выбор игр,.
приглашение
гостей.
Во время
каникул
выполнить
фото
понравившихс
я вам изделий
прикладного
искусства

2 четверть
РАЗДЕЛ 3. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (8 ЧАСОВ)

9

9.

Происхождение 08.11
художественных
промыслов и их
роль в
современной
жизни народов
России
«Славилась
Россия чудомастерами»

Промысел,
солярные знаки,
орнамент, народные
промыслы.
традиция, ремесло,
оберег.

Выполнение оберега
«Подкова счастья»
Материалы : картон,
материал для
декорирования
(бечёвка, нитки,
семена растений,
сухие цветы,
бобовые, иск. цветы,
пёрышки, бусинки и
т.п.), клей.

М. Самошенкова.
Баба с птицами.
Калужская
область, 1978 г. У.
Бабкина.
Двуглавый конь.
Каргополь. 1970 г.
Берегиня.
Каргопольская
игрушка.
Е.Кошкина Баба с
коровой. Дымка.
1970 г.
А. Карпова Петух
и курицы. 1980 г.

На выбор:
1.Посмотреть
ролик,
выписать в
тетрадь
названия
промыслов.
2. По
желанию,
составить
кроссворд
«Народные
промыслы
России».

10

10

15.11
Традиционные
древние образы в
современных
игрушках
народных
промыслов
«Наша русская
игрушка,
Не стареет
сотни лет.
В красоте, в
таланте
русском.
Весь находится
секрет».
(частушка)

Филимоновская,
каргопольская
дымковская
игрушка. Древние
образы: конь,
птица, баба.
Народное
крестьянское
прикладное
искусство,
солярные знаки,
орнамент.

Расписать игрушку
по мотивам одного
из промыслов
(дымковский,
филимоновский,
каргопольский)
Использовать
шаблоны.
Материалы:
шаблон, гуашь или

акварель, кисти
для росписи,
простой карандаш
для эскиза, бумага

А. Карпова.
Дама и всадник.
1980 г. Е.
Евдокимова.
Свинья 1970.
Полкан и другие
игрушки.
Каргополь.
Катание.
Дымковская
игрушка.
Всадники.
Щеголихи.
Дымковские
игрушки

Сравнительная
характеристика
филимоновской,
дымковской,
каргопольской
игрушек

Посмотреть
ролик.
Закончить
таблицу
«Сравниваем
игрушки».
Ответить на
вопрос «Кто
выточил
первую
матрёшку?»

Иллюстрации по
теме (учебник стр.
66-74). Стихи о
Дымковской,
Филимоновской,
Каргопольской
игрушках.

Веселая
народная
музыка,
Р. Щедрин,
озорные
частушки

11

11.

Праздничная
хохлома.
Роспись по
дереву
Кисть
хохломская!
Большое
спасибо!
Сказывай сказку
для радости
жизни!
Ты, как душа у
народа, красива,
Ты, как и люди,
служишь
Отчизне!
В.Боков

22.11

Верховое, фоновое
письмо. Травный
узор.
Кудрина. «травка»,
роспись «под фон»,
«кудрина».

Выполнить
акварелью или
гуашью фрагмент
росписи по мотивам
хохломской росписи
с использованием
элементов «травная»
роспись,
роспись «под
листок» или «под
ягодку», роспись
«пряник» или
«рыжик».

Хохломские
сервизы.
С.Веселов.
Тарелка. Травка.
О.Лушина.
Супница. Роспись
травка. С.Веселов.
Тарелка. Петух.
С.Веселов Панно.
С.Веселов.
Петушок
Иллюстрации
Хохломы.
(учебник стр. 8691).

Подлинные
образцы
Хохломы.
Таблицы
фрагментов
росписи (или стр.
84 учебника

Подобрать
пословицы,
поговорки,
загадки о
Хохломе.
Фильм
«Золотая
Хохлома».
)

Золотая
хохлома.
Н.Пахоменко
Хохлома.
К.Лазарева.
Хохлома (Песня
о России)

12

12.

29.11
Искусство
Гжели. Керамика
Тёмно-синее
чудо, соловьиная
трель.
Всем ты в душу
запала,
Наша русская
Гжель.

Гжельская
керамика.
Майолика. Белоголубая гжель,
фаянс. Гжельская
роза.
Основные элементы
и мотивы
гжельской росписи.

Самостоятельная
роспись модели для
раскрашивания.
Изображение
выразительной
посудной формы с
характерными
деталями (носик,
ручка, крышечка) на
листе бумаги
гжельской росписью
Материалы:

акварельные
краски, кисти,
простой карандаш
для эскиза, бумага
Практическая
работа
предполагает
создание
композиции
орнамента в
традициях
гжельской
росписи.
Допускается
использование
технологических
карт.

Н. Туркин Ларец.
Майолика. 1990 г.
Посуда. Фарфор.
1980 г. Квасник.
Майолика. XVIIIв.
Кумган.
Майолика. XVIIIв.
Современные
изделия
художников
Гжели. А.
Азарова. Рыба –
Кит. Масленка.
Фарфор. Л.
Азарова. Квасник.
Фарфор. 1970 г.

Подлинные
образцы
гжельской
росписи.

Текущий
№4

ХПД

Стр.76-80 –
читать,
рассмотреть
иллюстрации.
Ответить на
вопрос №3 на
стр. 81

Стихи о
гжельской
керамике, оркестр
народных
инструментов («Я
на горку шла»,
народные
мелодии).
Н.Филатова
Незабудковая
гжель

13

13.

Городецкая
роспись по
дереву

«Чтобы
понять чтонибудь, надо
это сделать»
Софокл

06.12

Традиционные
элементы
городецкой
росписи: бутоны,
розаны и купавки.
Мотивы
городецкой
росписи: птицы,
конь. Основные
приемы городецкой
росписи:
подмалевка,
тенёвка, «оживка»

Выполнить эскиз
одного из предметов
быта (доска для
резки хлеба,
подставка под
чайник, коробочка,
лопасть прялки и др.)
украсив его
традиционными
элементами и
мотивами
городецкой росписи.
Материалы: гуашь,

кисти, баночка для
воды, лист бумаги,
салфетка, простой
карандаш для
эскиза, б

Петух. Настенное
панно. Э.
Касатова. Доска
разделочная. Л.
Беспалова.
Сундучокскамеечка.
Расписная
деревянная
тарелка. XXв.
Донце прялки
расписное. XIXв.
Коробочка.
Городец. XX
в.Иллюстрации
Городца (стр.8284).
Подлинные
образцы Городца.
Стихи о
городецкой
росписи.
Шаблоны
разделочной
доски.

Подлинные
образцы
городецкой
росписи.
Таблицы
фрагментов
росписи.

Посмотреть
видеоурок,
выполнить в
альбоме
рисунок
птицы (по
желанию)

Русские
народные
мелодии

14

14

Жостово.
Роспись по
металлу

13.12

Все то, что
сделано руками
И сердцем
русских
мастеров,
Живет и будет
жить веками
Среди сокровищ
всех миров.

15

Искусство
лаковой
живописи
Через красивое - к
человечному...
В. Сухомлинский

20.12

Приемы
жостовского
письма:
замалевок,
тенежка,
прокладка,
бликовка,
чертежка,
привязка.

1.Выполнение
фрагмента по
мотивам
жостовской
росписи или
Составление на
подносе большого
размера общей
цветочной
композиции
(подгрупповая
работа)
Выполнить анализ
одного
из
произведений
декоративно
прикладного
искусства (Гжель,
Городец, Хохлома
или Жостово на
выбор учащихся).

Палех, Холуй
1.Выполнить
(Ивановская обл.), цветовое решение
Мстера,Федоскино ларца
Папье-маше, сталь,
листовое железо.
Темперные краски.

Иллюстрации
Жостова (стр.9293).
Подлинные
образцы Жостова.
Разнообразие
форм и расцветок
жостовских
подносов.
Видеофильм
Стихи о
жостовской
росписи.
Иллюстрации
цветов.
Шаблоны
подносов.

Подлинные
образцы
жостовской
росписи.

Презентация

Сравнительная
характеристика
изделий
Федоскино,
Палеха, Холуй и
Мстёры.

Текущий
№5

АИХП

Ответить на
вопрос на
стр.95 (устно).
Подготовить
презентацию
«Особенности
жостовской
росписи».

Виртуальная
экскурсия в
музей.
Федоскино
(время 7.1011.00)
Палех (время
7.00-10.55)
Мстёра,
Холуй (время
0.52-1.58)

15

16.

Роль народных
художественны
х промыслов в
современной
жизни.
Обобщение
темы.

27.12

«Самым
высоким
видом искусства,
самым
талантливым,
самым
гениальным
является
народное
искусство,
то есть то,
что запечатлено
народом,
сохранено, что
народ пронес
через столети»я.
М.И. Калинин.

Выставка работ и
беседа на темы:
«Традиционные
народные промыслы – гордость и
достояние национальной
отечественной
культуры».
«Промыслы как
искусство
художественного
сувенира»,
«Место
произведений
традиционных
народных
промыслов в современной жизни и
быту».

Выставка работ и
беседа на темы,
выполнение
контрольной работы,
обсуждение
правильных ответов
и ошибок.

Презентация или
викторина

народные песни в
современной
обработке.
Образцы ДПИ

Контроль
№6

Контроль- На каникулах
ная работа –рисование на
№1
свободные
темы

3 четверть
РАЗДЕЛ 4. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ ЭПОХ И НАРОДОВ – (9 часов)

16

17.

18

Роль
декоративноприкладного
искусства в
культуре
древних
цивилизаций.

10.01

17.01
Зачем людям
украшения
«Украшения - это
всего лишь
деталь, способная
завершить ваш
образ».

Украсить - значит
придать изделию
особый смысл.
Характер деталей.
Рисунок орнамента.
Цветовой строй.
Композиция.

Рассмотреть и
обсудить
разнообразие
зрительного ряда,
подобранного по
теме; роль
украшения в жизни
современного
человека

Практическая работа
предполагает
несколько вариантов
работ на выбор
учителя или
обучающихся:
Создать украшение
в соответствии с
современными
модными
тенденциями.

Презентация по
теме урока,
раздаточный
материал

Индеец в
торжественном
убранстве.
Царь Алексей
Михайлович.
Гравюра.
Царский венец,
держава и
скипетр.
Трон царя Ивана
Грозного, ХVI в.
Жених и невеста.

Текущий №7

ХПД

Придумать
свой вариант
украшения
(быстрый
эскиз)

Выполнить эскиз
символов монаршей
власти (короны,
скипетра, державы и
т.п.)

17

19.

Роль
декоративноприкладного
искусства в
жизни
Древнего
Египта

24.01

Калазирис,
схенди,
особенности
украшений
древних воинов
охотников, вождя
племени,
фараона, царя
Декоративноприкладное искусство Древнего
Египта.
Одежда.
Символика
элементов декора.
Символика цвета
в украшениях.

Выполнение
эскиза украшения.
Поиск
выразительной
формы,украшение
её
узором, в котором
используется
характерные
знаки-символы
Материалы:
акварельные
краски или гуашь,
кисти,
салфетка,
простой карандаш
для эскиза, бумага.

Зрительный ряд
с
изображением
египетских
украшений.
История
Древнего мира
Охота в
нильских
зарослях.
Роспись
гробницы.
Треххвостый
бич и жезл
фараона.
Фараоны в тиаре
и клафте.
Рисунок.
Царский мастер
и его жена.
Древний Египет.
Головной убор
жены фарао-на
Тутмоса III.
Древний Египет.
Маска фараона
Тутанхамона.
Браслет с
жукомскарабеем.
Змея-Урей.
Браслеты с
глазомуаджетом.

Мифы Древнего
Египта.

Читать
по
учебнику
стр.108-117
Начать
коллективный
проект
«История
костюма»,
подбирая в
книгах,
журналах,
Интернете
изображения
костюмов.

18

20.

Роль
декоративноприкладного
искусства в
жизни Древней
Греции.
Вазопись.

31.01

Тога, фибула,
хламис.
Виды ваз по
форме (амфора,
гидрия, кратер,
килика, лекиф);
техники росписи
(чернофигурная и
красно-фигурная);
виды орнамента
(пальметта и
меандр)

07.02

Виды орнаментов
по форме:
полосный или
ленточный,
замкнутый,
сетчатый
Виды орнамента по
содержанию:
растительный,
антропоморфный,
зоологический.
геометрический,
смешанный.
Понятие
симметрииасимметрии
Композиционного
центра
Значение символов
в орнаментах

«…То вазы гиганты, то
карлики – вазы,
И каждая ваза
– с рисунком –
рассказом!».
Олег
Тарутин
21

Особенности
орнамента в
культурах
разных народов

Зрительный ряд Мифы Древней
с
Греции.
изображением
древнегреческих
ваз и украшений.
История
Древнего мира

Выполнить анализ
одного
из
произведений
декоративно
прикладного
искусства.
(древнеегипетские
украшения,
древнекитайская
вышивка,
древнегреческая
вазопись, орнаменты
народов Крыма)

Текущий
№8

АИХП

Закончить
анализ (в
тетради)

19

22.

23.

Орнаменты
народов
Крыма

Особенности
конструкции и
декора одежды.
Одежда говорит
о человеке

14.02

21.02

Орнаменты
народов Крыма.

Регламентация в
одежде.
Символы и знаки
отличия в
одежде.
Формы,
орнаментика,
цветовая гамма.
Суть декора.
ДПИ Древнего
Китая. Строгая
регламентация в
одежде людей
разных сословий
Знаки отличия
высших
чиновников,
одежда, и
украшения
знатных китаянок

Подбор
информации о
современном ДПИ
Крыма и за его
пределами.
Нарисовать
крымскотатарский
орнамент в круге

Зрительный ряд
с
изображением
культурного
наследия
народов Крыма
Музыка
народов Крыма

Выполнение
работы по мотивам
декоративного
искусства
Древнего
Китая на выбор:.
1)украсить халат
китайского
императора
изображением
дракона,
2) выполнить
декоративный
рисунок для веера
или фонарика в
виде цветущей
ветки сакуры
Материалы:на
выбор

Иллюстрации и
картинки с
изображением
императора,
старинные
рисунки (Китай)
Символы
императора.

Придумать
свой
собственный

крымскотата
рский
орнамент в
круге

Проблемный
вопрос: А как вы
думаете костюм и
одежда
это
синонимы?

Зарисовать
символы и
знаки
отличия в
одежде
китайских
чиновников
или военных.

Император в
желтом халате с
драконом.
Золотая пластина
с драгоценными
камнями и
драконом.
Фрагмент. Белый
журавль.
Нашивка на
костюм
чиновника.
Костюм
чиновника.
Крестьяне

20

24.

Особенности
конструкции и
декора одежды
Одежда говорит
о человеке

28.02

Регламентация в
одежде.
Символы и знаки
отличая в одежде.
Формы,
орнаментика,
цветовая гамма.
Суть декора.

Выполнить эскиз
костюма с учетом
отличий в одежде у
людей разных
сословий.

Женщины
в
аристократическ
их
костюмах.
Туфелька,
шпильки,
шелковые подвязки
богатой
дамы. Девушка
из семьи рыбака. А. Босс.
Бал во дворце.
XVII в. Король и
придворные.
Франция. XVII
в. Светская дама
в
платье
с
фартучком. Франция, XVII в.
Костюмы
офицеров.
Германия, XVII
в.
Крестьяне.
Франция, XVII
в.

Закончить
творческую
работу,
начатую на
уроке.

21

25.

Целостный
образ
декоративноприкладного
искусства для
каждой
исторической
эпохи и
национальной
культуры

07.03

Народный
художественный
промысел,
мастер, артель

Заполнить таблицу
«Народные
промыслы: общие
черты и
отличительные
особенности»
Материалы:
тетрадь, ручка,
акварельные
краски или гуашь,
кисти, салфетка,
простой карандаш
для эскиза,
Тестовые
задания

Зрительный ряд
с
изображением
предметов
народного быта,
относящихся к
тому или иному
промыслу.
Иллюстрации.

Текущий
№9

Теория

Заполнить
таблицу
«Народные
промыслы:
общие черты
и
отличительн
ые
особенности
»

4 четверть
РАЗДЕЛ 5. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА (9 часов)
26

14.03
Многообразие
видов, форм,
материалов и
техник современного декоративного искусства

Многообразие
материалов и
техник
современного
декоративно
-прикладного
искусства.
Батик. Гобелен.
Керамика.
Стекло.

Разработать эскиз
декоративного
панно
Материалы на
выбор: Цветные
мелки, пастель,
гуашь,
тонированная
бумага, акварель,
гуашь

Произведения
современного
декоративного
искусства,
выполненные в
разных
материалах;
фотографии с
изображением
декоративных
панно,
выполненных по
мотивам народного искусства

Дать
определения
(в тетради)
Батик.
Гобелен.
Керамика.
Стекло.

22

27

28

29.

28.03
Многообразие
видов, форм,
материалов и
техник современного декоративного искусства

Монументальное 04.04
декоративноприкладное
искусство и его
виды

Монументальная 11.04
живопись
(мозаика,
витраж, фреска)

Многообразие
материалов и
техник
современного
декоративно
-прикладного
искусства.
Вышивка.
Плетение
Металл
Резьба
Монументальная
скульптура,
монументальная
живопись

Витражи, мозаика,
фреска
Монументальная
живопись
(функции, её роль

в украшении
здания).
Контурные линии

Выполнить анализ
одного из
произведений
современного
декоративноприкладного
искусства
(письменно в
тетради).

Произведения
современного
выставочного
искусства

Текущий
№10

АИХП

Дать
определения
(в тетради)
Вышивка.
Плетение
Металл
Резьба

Материалы:
ручка, тетрадь,
иллюстрации
Заполнить
таблицу
«Монумента
льное
искусство и
его виды»

Материалы
: ручка,
тетрадь,
иллюстраци
и
Выполнить эскиз
витража или
фрески в цвете (на
выбор
обучающегося)
Материалы:
гуашь, бумага,
кисти

Произведения
монументального
декоративноприкладного
искусства

Закончить
таблицу

Иллюстрации
различных
витражей
(храмовых,
школьных,
дворцовых и
т.д.)

Экскурсия в
витражную
мастерскую.
Посещение
мастер-класса.

23

30

Символический 18.04
знак в
современной
жизни. О чем
рассказывают
гербы и эмблемы

31

Государственна 25.04
я символика
Крыма. Герб
города

История создания
герба России и
Крыма, Бахчисарая.

32

Декор современ- 02.05
ных улиц и
помещений

Язык декоративно-прикладного
искусства,
принципы
декоративного
обобщения в
процессе
выполнения
практической
творческой работы.
Соблюдение
технологии.

Выполнить эскиз
герба или эмблемы
ремесленника,
чтобы по
изображению
можно мыло
догадаться о роде
занятий или
профессии

Иллюстрации
гербов и эмблем
ремесленников.
История средних
веков,

Закончить
эскиз,
смотреть
худ.фильм
«Город
Мастеров»

Выполнение герба
семьи по выбору
обучающихся
Материалы по
выбору
обучающихся
(маркеры,
аппликация,
гуашь, акварель,
цветная бумага и
др.)
«Ярмарка
мастеров»
Практическая
работа
предполагает
создание
декоративной
композиции на
выбор учителя или
обучающихся.
Обучающиеся
могут работать
коллективно в
микрогруппах.
Допускается
использование
памяток и
технологических
карт.

Гербы городов
героев Крыма
Викторина
«Гербы крымских
городов»

Сделать фото
Государствен
ной
символики
Крыма на
улицах города

Собирать отдельн
о выполненные
детали в крупные
блоки.

Контроль
№11

Практическая
работа

Закончить
декоративную
композицию,
читать записи
в тетради

24

33

Декор современ- 16.05
ных улиц и
помещений.

Флористика, фитодизайн, панно,
симметрия

Создание панно
(возможна как
индивидуальная
работа, так и в малых
группах)

34

Декоративное
искусство в
современном
мире.
Обобщающий
урок

23.05

Повторение
основных понятий

Повторение
пройденного
материала в
игровой
соревновательной
форме.
Интерактивная
игра «Брейн-ринг»
Участие в отчетной
выставке работ по
декоративноприкладному
искусству на тему
«Украсим школу
своими руками».

Контр Контроль- Портфолио
оль ная работа собственных
работ.
№12. за 2-ое
полугодие
Иллюстрации и
фотографии на
тему «Украсим
школу своими
руками».

Выставка
лучших
творческих
работ

ИТОГО: 34 часа

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».