Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО ___________Т.Ю.Коровкина подпись ФИО Протокол заседания ШМО «30 » августа 2022г. №4 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» ______________С.А.Почивалина подпись УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022г. №153 Директор МБОУ «Добрушинская средняя школа» _______________ Р.С.Торубара ФИО подпись ФИО «31» августа 2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Уровень Учитель география о базовый о Коровкина Татьяна Юрьевна о ФИО учителя-разработчика Класс Срок реализации 9 1 год о Количество часов: Всего 68 ч., в неделю 2 ч Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы А.И. Алексеева и рабочей программы предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2012г. 1. Учебник: - География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др.- М.: Просвещение, 2015 -256 с.: ил.карт. – (Полярная звезда). 2. Атлас Ггеография, 9 класс. - М. «Дрофа»,2014г 3. Супрычёв А.В. География 9класс.Тетрадь для практических работ. –М Арктика. Изд-во «Наша школа». 2014.-48с. с.Добрушино, 2022г. «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» 9 класс 68 часов 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные: - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира: - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. Метапредметные: Личностные УУД: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; организовывать свою деятельность; - определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Предметные: - формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2 - формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; - формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; - овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; - овладение основными навыками нахождения, использования географической информации; - овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; - формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; - формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 68 часов по 2ч. в неделю 9 класс Районы России (59 ч.) Раздел1 Регионы России. Территориальная организация и природно-хозяйственное районирование. (13ч.) Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России. Крупные регионы и районы России. Раздел 2 Европейская Россия (34ч.) Регионы России: Западный и Восточный. Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал. Раздел 3 Азиатская Россия(12ч.) Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и 3 экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона. Раздел 4. Россия в современном мире (4 ч.) Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России. Раздел 5 География Республики Крым(2ч ) Место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем региона) Повторение (3ч.) Воспитательный копанент. Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный компонент данного учебного предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования-личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии социально-отношений школьников и прежде всего ценностных отношений. В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики. 3. Учебно-тематический план «География России» 9 класс Кол-во часов по рабочему план Тема Раздел 1. Регионы России Раздел 2. Европейская Россия Тема 1. Центральная Россия Тема 2. Северо-Запад Тема 3. Европейский Север Тема 4. Европейский Юг Тема 5. Поволжье Тема 6. Урал Раздел 3. Азиатская Россия Тема 1. Сибирь Тема 2. Дальний Восток Раздел 4. Россия в мире Раздел 5. География Республики Крым Обобщающее повторение курса (резерв) Итого: 13 34 8 5 5 5 5 6 12 7 5 4 2 3 68 4 Практические работы Контрольные работы 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 4 5